Четверг, 25.04.2024, 05:38
  
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Для учащихся
Для родителей
Форма входа
Логин:
Пароль:

Музыка 6 класс


 по программе В. Алеева "Музыка 5 - 8 классы"

УРОК № 19: 
«Инструментальная баллада» - 1 час.

СОДЕРЖАНИЕ: Инструментальная баллада – жанр романтического искусства.

Цель: подвести обучающихся к осмыслению основного принципа музыкального развития, построения музыкальной формы.

Задачи:

- познакомить обучающихся с основными моментами творчества Ф. Шопена, повлиявшими на создание тех или иных музыкальных произведений; различные жанры фортепианной миниатюры.

- развивать умение анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

- тренировать умение владеть своим дыханием и голосом.

Музыкальный материал: произведения Фридерика Шопена: «Баллада№1»; песня «Баллада о гитаре и трубе» Ю. Левитанский, Я. Френкель

Оборудование: магнитофон, аудиозапись, наглядный материал, раздаточный материал (текст песни)

Ход урока

1 ЭТАП: организационный

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем изучение образов камерной музыки на примере одного из самых талантливых польских композиторов – ФРИДЕИКА ШОПЕНА.

2 ЭТАП: повторение пройденного материала

На прошлом уроке мы знакомились с шедеврами фортепианной музыки Ф. Шопена, говорили о широте его взглядов на мир, постигали контрастные музыкальные образы, воплощённые в различных жанрах фортепианной миниатюры.

- Какие жанры фортепианной миниатюры вы знаете? (Прелюдия, вальс, мазурка, полонез, этюд и др.)

- Как вы думаете, можем ли мы отнести все эти жанры к КАМЕРНОЙ МУЗЫКЕ? Почему?

Правильно. А Шопен имеет непосредственное отношение к камерной музыке. Мы говорили о том, что Фридерик, когда был ещё подростком, часто приглашался в знатные варшавские дома в качестве пианиста. Такие салонные концерты были очень популярны в высшем свете в начале 19 века. Именно здесь Шопен начал импровизировать вариации польских танцев – мазурок и полонезов.

Ф. Шопен – создатель гениальных прелюдий .

- Вспомните понятие ПРЕЛЮДИЯ? (Прелюдия - инструментальная музыкальная пьеса, преимущественно сольная,раскрывающая, как правило, один образ.)

Шопен создал множество интересных и разнохарактерных прелюдий, каждая из которых наделена ярким музыкальным образом.

- С какими прелюдиями Ф. Шопена мы знакомились на прошлом уроке? (прелюдия №7, прелюдия №20, прелюдия №24)

3 ЭТАП: изучение нового материала

Существует ещё один жанр инструментальной музыки, воспетый Ф. Шопеном. Это БАЛЛАДА.

В средние века в странах романского языка народная танцевальная песня называлась балладой (от латинского «балло» — «танцую»). Произошла она от хороводных песен во Франции и Италии. Позднее у западно-европейских народов эта песня приобретает повествовательный характер, часто с драматическим и лирическим содержанием. Сочиняли баллады трубадуры и труверы (поэты-певцы), исполняли жонглеры, менестрели, барды .
 

Музыкальная БАЛЛАДА – вокальное или инструментальное сочинение повествовательного характера,ведущее происхождение от старинных хороводных песен-танцев.

В музыке БАЛЛАДА впервые получила классическое выражение в вокальном произведении Франца Шуберта.

- Каком? (баллада «Лесной царь» на основе баллады Иоганна Гёте)

Инструментальная баллада - жанр, характерный для романтической музыки. Сегодня вы познакомитесь с «Балладой №1» соль минор для фортепиано Ф. Шопена. В ней ярко выражено героико-трагическое настоящее страны и народа.

Эпическая повествовательность соединяется в ней с драматическими картинами, лирическая взволнованность — с картинной живописностью.

СЛУШАНИЕ: фрагменты из «Баллады №1» соль минор Ф.Шопена

 - Какое настроение снесёт эта музыка?

- Какие музыкальные образы создаёт у слушателя?

 В «Балладе №1» эпические, драматические и лирические образы тесно переплетены.

ВСТУПЛЕНИЕ: сдержанное, эпически суровое, выполняет функцию пролога.

Давайте постараемся передать свои впечатления от того, как развивается музыка в графическом изображении.

ЛИРИЧЕСКИЕ интонации

плавная линия в горизонтальной плоскости

ТРАГИЧЕСКИЕ, скорбные мотивы

Линия уходит вниз

ПОРЫВИСТЫЕ, взволнованные интонации

линия переходит в верхнюю плоскость

 Давайте ещё раз прослушаем «Балладу №1» и графически изобразим эту музыку.

 СЛУШАНИЕ: фрагменты из «Баллады №1» соль минор Ф.Шопена

  Сегодня на уроке мы начинаем знакомство с песней Яна Френкеля на слова Юрия Левитанского, написанной в жанре БАЛЛАДЫ.

 СЛУШАНИЕ: песня «Баллада о гитаре и трубе» Ю. Левитанский, Я. Френкель

Эта песня называется «Баллада о гитаре и трубе».

- Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

Начнём разучивание этой песни.

 ПЕНИЕ: песня «Баллада о гитаре и трубе» Ю. Левитанский, Я. Френкель

 4 ЭТАП: домашнее задание

 Записать известные примеры обращения современных композиторов и исполнителей к жанру БАЛЛАДЫ.

 5 ЭТАП: Подведение итогов урока

 Подведём итоги нашего урока.

- С каким жанром инструментальной музыки мы сегодня познакомились? (Баллада)

- Вспомните понятие БАЛЛАДА? БАЛЛАДА – вокальное или инструментальное сочинение повествовательного характера, ведущее происхождение от старинных хороводных песен-танцев.

- Какую балладу Фридерика Шопена мы сегодня изображали графически? (Баллада №1 соль минор)

- К какому жанру музыки относится эта баллада? (инструментальная)

- С какой ВОКАЛЬНОЙ балладой мы сегодня познакомились? (песня Яна Френкеля на слова Юрия Левитанского, написанной в жанре БАЛЛАДЫ)

- Назовите её? («Баллада о гитаре и трубе»)

 Молодцы! За работу на уроке оценки получают_______. (выставление оценок).

Спасибо за урок!

 

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск

МБОУ СОШ № 179 © 2024
Бесплатный хостинг uCoz