Меню сайта
Для учащихся
Для родителей
Форма входа
|
Музыка 5 - 7 классыТема 1 полугодия: «Музыка и литература» Тема
урока: «Счастье! Звучит нестареющий
Моцарт!» 1. воспитание музыкально – эстетического вкуса и потребности в общении с музыкальными и литературными шедеврами; воспитание доброты, взаимопомощи, отзывчивости, чуткого отношения друг к другу; 2. формирование у учащихся представления о В.А.Моцарте не только как о композиторе и музыканте, но и как о человеке; углубление восприятия знакомых музыкальных терминов и понятий; 3. развитие ассоциативно – образного мышления, чувств и эмоций, познавательного интереса. Оборудование: - компьютер - мультимедийный проектор, сопровождающий весь урок произведениями изобразительного искусства, фотографиями, информационным и иллюстрационным материалом; Ход урока: - Много лет назад, в городах Европы можно было прочесть необычное объявление: «Сегодня, в 6 часов вечера, маленькие девочка и мальчик будут играть на клавесине труднейшие произведения величайших композиторов. Кроме того, маленький виртуоз исполнит пьесы на скрипке, будет играть симфонии, прелюдии и фуги. Затем он будет угадывать тоны и аккорды, узнавать их в звуке свистка, звоне шпор и других звуках. После этого станет петь и импровизировать на разных инструментах…» Очень скоро мир узнал о том, что Бог создал Чудо. Имя ему – Вольфганг
Амадей Моцарт. ( Дети отвечают) - Что мы чувствуем, когда она звучит? ( Радость, солнце, свет, восторг и т.д.) - Счастье! Звучит нестареющий Моцарт! – тема нашего урока (указываю на тему урока на экране) - Два с лишним века музыка этого композитора радует сердца людей, согревает теплом их души.
- Что же это за «загадка» - В.А.Моцарт? - Что же это за «чудо», которое сотворил Бог 250 лет назад? - Прикоснуться к тайне этого великого мастера нам помогут два замечательных искусства: Музыка и Литература (тема 1 полугодия на экране) - Концерт за концертом… Моцарту удивлялись, его обожали, а были и такие, которые втайне завидовали ему. Сейчас мы с вами посмотрим небольшой фрагмент фильма о В.А.Моцарте, где вы своими глазами увидите это «маленькое чудо». (Демонстрация фрагмента фильма «Амадей») - «Вундеркинд». Что означает это слово и почему именно Моцарта называли «вундеркиндом»? (Ответы детей: - сочинял с 4 лет; - к 6 годам бегло играл на клавесине; - самоучкой в детстве научился играть на скрипке, потом на органе; - исполнил по памяти труднейшее церковное произведение и из рук Папы Римского был награждён Орденом Золотой шпоры; - с 14 лет – Член Болонской академии, т.к., не выходя из закрытой комнаты, сочинил сложное многоголосное произведение «Тайна первой заповеди» ) - Действительно, это был настоящий вундеркинд, потому что всё, что делал этот маленький человечек – поражало людей. Одно только то, что он с 4 лет стал сочинять сам, уже говорило о многом. Одним из первых сочинений Моцарта был «Менуэт», кстати, что это такое? (Ответы детей) - Менуэт – старинный французский танец, был самым популярным танцем в середине 18 века в Европе. Может быть, именно поэтому маленький Моцарт стал сочинять в детстве менуэты. Это был очень красивый танец. Дамы и кавалеры двигались под музыку мелкими шажками и отвешивали друг другу многочисленные поклоны и реверансы.
(Слушаем «Менуэт» В.Моцарта) - Конечно же, Моцарт был необыкновенным ребёнком. Всё, что он видел вокруг себя, слышал, чувствовал – всё радовало его. Он с удивлением глядел на мир широко открытыми глазами, понимал, что все его любят, и душа его, впитав в себя любовь окружающих, наполнялась собственной любовью к миру. Душа его рвалась вперёд! Он любил всё и всех! Музыка – чудо! (анимация на экране) - О волшебной силе музыки Моцарта известно всем. На земле происходят невероятные вещи, разгадку которым и по сей день ищут учёные всего мира. В Канаде, например, на всех оживлённых площадях звучит музыка Моцарта, это привело к уменьшению автомобильных аварий, а в Японии музыку Моцарта используют в хлебопечении: слушая её, тесто подходит в 2 раза быстрее. - Когда звучит музыка Моцарта, всем вокруг становится хорошо, потому что все знают точно: свет победит тьму, а добро и разум возьмут верх над злом и суеверием. О каком музыкальном произведении я вам напомнила?
(Опера Моцарта «Волшебная флейта») - Музыка Моцарта учит нас, предостерегает, лишний раз, напоминая об очень важном – сохранении дружбы и любви на земле. И обратите внимание на то, как мастерски композитор использует музыкальные средства: главная мысль звучит осторожно, ненавязчиво, слегка игриво, шутя. Вообще, Моцарт всегда любил шутить. Шутка его часто спасала, поднимала настроение, когда в жизни случались неприятности. Когда на душе было плохо, он не раскисал, не подавал виду, старался отшутиться. Произведение, с которым мы сейчас с вами познакомимся – это откровенная шутка Моцарта. Может быть, слушая его внимательно, вы сами найдёте в нём что-то необычное?
(Звучит «Турецкий марш»
Моцарта, дети делятся своими впечатлениями ) - Иногда это произведение называют «Турецкий марш», а иногда «Рондо в турецком стиле». Интересно то, что это и не марш, и не рондо, но, как вы заметили, в обоих названиях присутствует слово «турецкий». Вообще, это произведение – одна из 3 частей фортепианной сонаты. Написана она была в 1778 году, как раз в то время, когда в Европе появился большой барабан, родиной которого была Турция. Его так и называли: турецкий барабан. Моцарт пытается изобразить именно звуки турецкого барабана, используя сопоставление двух контрастных тем. - Контрастные, это какие? (Отвечают: разные, противоположные) - Музыка переключает наше внимание с одного героя на другого, часто повторяется, напоминая форму рондо. Вспомните, что это за музыкальная форма? - Если очень внимательно и не 1 раз послушать это произведение, можно прийти к выводу, что оно, скорее всего, напоминает песню с запевами и припевами, а не рондо с чередованием рефрена и эпизодов. Так что, музыка имеет два названия, и ни одно не является точным. Шутка! Музыка - чудо! Гармонии царство! Клавиш игра под касанием рук! Музыка – чудо! Она как лекарство!
Вылечить сможет тяжёлый недуг. - Оказывается, музыка Моцарта ещё и может лечить людей. Не все из вас, наверное, знают о том, что французский актёр Жерар Депардье с детства имел тяжёлый недуг – заикание. Именно сеансы слушания музыки Моцарта избавили его от этого недуга, он стал более уверенным в себе, поступил в актёрскую школу, а сейчас – это мировая звезда. - Ещё один известный актёр Том Круз тоже имел недуг – плохую память. Он плохо учился, потому что с трудом запоминал доже самые маленькие тексты. Врач выписал ему ежедневные двухчасовые сеансы слушания музыки Моцарта в течение двух месяцев… Сначала у него улучшилась память, потом он успешно окончил школу, а сейчас, снимаясь в фильмах, он всё запоминает с одного раза и даже не нуждается в суфлёрах. - Ну, разве это не чудо? - А разве не чудо то, что однажды музыка Моцарта смогла победить один из самых страшных человеческих недугов – слепоту, хотя бы на одно только мгновенье. О чём я вам напомнила? - О чём рассказывает нам автор? (Дети кратко пересказывают содержание рассказа К.Паустовского) - Сила музыки Моцарта, сила искусства совершила чудо, а могло оно произойти, если бы на месте Моцарта оказался другой человек, обычный прохожий? (Размышляем вместе с детьми)
- Самым главным было то, что этот прохожий мог хорошо играть? (отвечают) - Конечно, на месте Моцарта мог оказаться и другой человек, который помог бы чем-то другим, например, словом. Но, в любом случае, это должен был быть человек, желающий помочь: успокоить душу умирающего, подарить радость, вселить веру в отчаявшегося, больного человека, хотя бы на мгновенье сделать его счастливым. Конечно, старому повару повезло: перед ним оказался не
чёрствый, равнодушный человек, а Вольфганг Амадей Моцарт – чудо – человек!
(анимация на экране) - На его необыкновенные человеческие качества обратил внимание ещё один замечательный русский писатель и поэт – А.С.Пушкин, в своём произведении «Маленькие трагедии». Вашим домашним заданием было знакомство с трагедией «Моцарт и Сальери». Давайте уточним: кто такой Сальери? (Дети отвечают: Антонио Сальери - друг Моцарта, известный итальянский композитор, долгое время которого считали виновником смерти Моцарта) - Давайте посмотрим фрагмент фильма «Моцарт и Сальери». Понаблюдайте, каким мы увидим Моцарта в произведении Пушкина? (Демонстрация фрагмента фильма «Моцарт и
Сальери») - Итак, какой это человек - В.А.Моцарт? (Ответы детей: - добрый и милосердный, сам беден, но даёт денег бедному; - не заносчивый, рад, что его музыку любят, знают и исполняют, она звучит даже в исполнении слепого скрипача; - бросает все свои дела, чтобы послушать слепого старика, хотя он и не очень хорошо играет, не проходит мимо; - не признаётся слепому, что он сам – Великий Моцарт! - Перечислите все те человеческие качества Моцарта, увидеть которые нам помогли произведения А.Пушкина и К.Паустовского:
(Ответы детей: - доброта, милосердие, великодушие, забота о ближнем, человеколюбие…) - Как по – вашему, нужны эти качества нам сегодня, представляют ли они ценность для нашего времени? Может быть сейчас, когда прошло 250 лет, они утратили своё значение? Ведь жизнь во многом поменялась? (Ответы детей) - 21 век – не простое время. Человек становится другим и человеческие ценности для некоторых людей утрачивают своё значение. Мы смотрим ТВ, слушаем Радио, читаем газеты и всё чаще сталкиваемся с тем, что ради денег, карьеры, собственного благополучия люди совершают жестокие поступки, преступления, забывая о том, что им подарена жизнь на этой земле, и то, как они проживут её, зависит от них самих.
- Какой след оставит после себя человек? Чем он может запомниться на земле? - Может быть музыкой, как Моцарт, может быть стихами, какими-то важными открытиями, а может быть просто добрыми поступками и делами. Ведь, делая добрые дела, человек дарит радость и счастье своим близким. Каждый человек по-своему прекрасен и чудесен, потому что в каждом человеке и в каждом из вас живёт маленькое чудо. |
Календарь
Категории раздела
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 Полезные сайты
Поиск
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||