Пятница, 26.04.2024, 11:51
  
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Для учащихся
Для родителей
Форма входа
Логин:
Пароль:

Музыка 5 - 7 классы

 Конспект урока  музыки в 5 классе (2 четверть)

Тема 1 полугодия: «Музыка и литература»

              Тема урока: «Счастье! Звучит нестареющий   Моцарт!»

 Цель: Воздействие на чувства, эмоции детей, пробуждение их воображения на основе понимания художественной значимости творчества В.А.Моцарта.

 Задачи:

      1. воспитание музыкально – эстетического вкуса и потребности в  общении с музыкальными и литературными шедеврами; воспитание доброты, взаимопомощи, отзывчивости, чуткого отношения друг к другу;

      2. формирование у учащихся представления  о В.А.Моцарте не только как о  композиторе и  музыканте, но и как о человеке; углубление восприятия знакомых музыкальных терминов и понятий;

       3. развитие ассоциативно – образного мышления, чувств и эмоций, познавательного интереса.

 Оборудование:

компьютер

 - мультимедийный проектор, сопровождающий весь урок произведениями изобразительного искусства,  фотографиями, информационным и иллюстрационным материалом;

 Ход урока:

 - Добрый день,  ребята. Сегодня на уроке мы будем говорить о великом композиторе Вольфганге Амадее Моцарте. 

    Звучит «Рондо» В.Моцарта  из «Маленькой ночной серенады».

   - Много лет назад, в городах Европы можно было прочесть необычное объявление: «Сегодня, в 6 часов вечера, маленькие  девочка и  мальчик будут играть на клавесине труднейшие произведения величайших композиторов. Кроме того, маленький виртуоз исполнит пьесы на скрипке, будет играть симфонии, прелюдии и фуги. Затем он будет угадывать тоны и аккорды, узнавать их в звуке свистка, звоне шпор и других звуках. После этого станет петь и импровизировать на разных инструментах…»

    Очень скоро мир узнал о том, что Бог создал Чудо.

    Имя ему – Вольфганг Амадей Моцарт.

    (Продолжает звучать «Рондо» В.Моцарта  из «Маленькой ночной серенады» уже ярко, на фоне музыки – презентация фото и портретов Моцарта)

 - Звучала музыка, которая нам всем хорошо знакома. Вы узнали  её?

    ( Дети отвечают)

 - Что мы чувствуем, когда она звучит?

    ( Радость, солнце, свет, восторг и т.д.)

 

 - Счастье! Звучит нестареющий Моцарт! – тема нашего урока (указываю на тему урока на экране)

 -  Два с лишним века музыка этого композитора радует сердца людей, согревает теплом их души.

 

 - Что же это за «загадка» - В.А.Моцарт?

 - Что же это за «чудо», которое сотворил Бог 250 лет назад?

 - Прикоснуться к тайне этого великого мастера нам помогут два замечательных искусства: Музыка и Литература  (тема 1 полугодия  на экране)


 - А для начала давайте заглянем в то далёкое время, когда  вся Европа вдруг заговорила о появлении «чудо – ребёнка»     (анимация на экране)

 

- Концерт за концертом…

Моцарту удивлялись, его обожали, а  были и такие, которые втайне завидовали ему. Сейчас мы с вами посмотрим небольшой фрагмент фильма о В.А.Моцарте, где вы своими глазами увидите это «маленькое чудо».

    

     (Демонстрация фрагмента фильма «Амадей»)

 

 - «Вундеркинд». Что означает это слово и почему именно Моцарта называли «вундеркиндом»?

 

  (Ответы детей:

                     - сочинял с 4 лет;

                     - к 6 годам бегло играл на клавесине;

                     - самоучкой в детстве научился играть на

                       скрипке, потом на органе; 

                     - исполнил по памяти труднейшее церковное

                       произведение и из рук Папы Римского был

                       награждён Орденом Золотой шпоры; 

                     - с 14 лет – Член Болонской академии, т.к., не

                       выходя из закрытой комнаты, сочинил 

                       сложное многоголосное произведение

                       «Тайна первой заповеди» )

 

  - Действительно, это был настоящий вундеркинд, потому что всё, что делал этот маленький человечек – поражало людей. Одно только то, что он с 4 лет стал сочинять сам, уже говорило о многом. Одним из первых сочинений Моцарта был «Менуэт», кстати, что это такое?

                     (Ответы детей)

- Менуэт – старинный французский танец, был самым популярным танцем в середине 18 века в Европе. Может быть, именно поэтому маленький Моцарт стал сочинять в детстве менуэты. Это был очень красивый танец. Дамы и кавалеры двигались под музыку мелкими шажками и отвешивали друг другу многочисленные поклоны и реверансы.

                    

              (Слушаем «Менуэт» В.Моцарта)

 

 - Конечно же, Моцарт был необыкновенным ребёнком. Всё, что он видел вокруг себя, слышал, чувствовал – всё радовало его. Он с удивлением глядел на мир широко открытыми глазами, понимал, что все его любят, и душа его, впитав в себя  любовь окружающих,   наполнялась собственной любовью к миру. Душа его рвалась вперёд! Он любил всё и всех! 

                    Музыка – чудо!

                   (анимация на экране)

 

 - О волшебной силе музыки Моцарта известно всем. На земле происходят невероятные вещи, разгадку которым и по сей день ищут учёные всего мира. В Канаде, например, на всех оживлённых площадях звучит музыка Моцарта, это привело к уменьшению автомобильных аварий, а в Японии музыку Моцарта используют в хлебопечении: слушая её, тесто подходит в 2 раза быстрее.

 - Когда звучит музыка Моцарта, всем вокруг становится хорошо, потому что все знают точно: свет победит тьму, а добро и разум возьмут верх над злом и суеверием. О каком музыкальном произведении я вам напомнила?

                   

              (Опера Моцарта «Волшебная флейта»)


  - Музыка Моцарта учит нас, предостерегает, лишний раз, напоминая об очень важном – сохранении дружбы и любви на земле. И обратите внимание на то, как мастерски  композитор использует музыкальные средства:   главная мысль звучит осторожно, ненавязчиво, слегка игриво, шутя.

 

   Вообще, Моцарт всегда любил шутить. Шутка  его часто спасала,  поднимала настроение,  когда в жизни случались неприятности. Когда на душе было плохо, он  не раскисал, не подавал виду,  старался отшутиться.

   Произведение, с которым   мы сейчас с вами познакомимся – это откровенная шутка Моцарта. Может быть, слушая его внимательно, вы сами найдёте в нём что-то необычное?

 

                       (Звучит «Турецкий марш» Моцарта,

                       дети  делятся своими впечатлениями )

 

 - Иногда это произведение называют «Турецкий марш», а иногда «Рондо в турецком стиле».  Интересно то,  что это и не марш, и не рондо, но, как вы заметили, в обоих названиях присутствует слово «турецкий». Вообще, это произведение – одна из 3 частей фортепианной сонаты. Написана она была в 1778 году, как раз в то время, когда в Европе появился большой барабан, родиной которого была Турция. Его так и называли: турецкий барабан. Моцарт пытается изобразить именно звуки турецкого барабана, используя сопоставление двух контрастных тем.

 - Контрастные, это какие?

                                     (Отвечают: разные, противоположные)

 

 -  Музыка переключает наше внимание с одного героя на другого, часто повторяется, напоминая форму рондо. Вспомните, что это за музыкальная форма?

 (Отвечают: круг, повторение по кругу, чередование одной неизменной части (рефрена) с разными эпизодами)

 

 - Если очень внимательно и не 1 раз послушать это произведение, можно прийти к выводу, что оно, скорее всего, напоминает песню с запевами и припевами, а не рондо с чередованием рефрена и эпизодов. Так что, музыка имеет два названия, и ни одно не является точным. Шутка!

 

                          Музыка -  чудо! Гармонии царство!

                          Клавиш игра под касанием рук!

                          Музыка – чудо! Она как лекарство!

                          Вылечить сможет тяжёлый недуг.

 

 -  Оказывается, музыка Моцарта ещё и может лечить людей.

Не все из вас, наверное, знают о том, что французский актёр Жерар Депардье с детства имел тяжёлый недуг – заикание. Именно сеансы слушания музыки Моцарта избавили его от этого недуга, он стал более уверенным в себе, поступил в актёрскую школу, а сейчас – это мировая звезда.

 - Ещё один известный актёр Том Круз  тоже имел недуг – плохую память. Он плохо учился, потому что с трудом запоминал доже самые маленькие тексты. Врач выписал ему ежедневные двухчасовые сеансы слушания музыки Моцарта в течение двух месяцев…

Сначала у него улучшилась память, потом он успешно окончил школу, а сейчас, снимаясь в фильмах, он всё запоминает с одного раза и даже не нуждается в суфлёрах.

   - Ну, разве это не чудо?

 - А разве не чудо то, что однажды музыка Моцарта смогла победить один из самых страшных человеческих недугов – слепоту,  хотя бы на одно только мгновенье. О чём я вам напомнила?

                     (О рассказе К.Паустовского «Старый повар»)

 - О чём рассказывает нам автор?

                   (Дети кратко пересказывают содержание рассказа К.Паустовского)

 

 - Сила музыки Моцарта, сила искусства совершила чудо, а могло оно произойти, если бы на месте Моцарта оказался другой человек, обычный прохожий?

                        (Размышляем вместе с детьми)

 

 - Самым главным было то, что этот прохожий мог хорошо играть? (отвечают)

 -  Конечно, на месте Моцарта мог оказаться  и другой человек, который помог бы чем-то другим,   например, словом. Но, в любом случае, это должен был быть человек, желающий помочь:    успокоить  душу умирающего, подарить радость, вселить веру в отчаявшегося, больного человека, хотя бы на мгновенье сделать его счастливым.

Конечно, старому повару повезло: перед ним оказался не чёрствый, равнодушный человек, а Вольфганг Амадей Моцарт – чудо – человек!

                          (анимация на экране)

 

 - На его необыкновенные человеческие качества обратил внимание ещё один замечательный русский писатель и поэт – А.С.Пушкин, в своём произведении «Маленькие трагедии». Вашим домашним заданием было знакомство с трагедией «Моцарт и Сальери». Давайте уточним: кто такой Сальери?

      (Дети отвечают: Антонио Сальери - друг Моцарта, известный итальянский композитор, долгое время которого считали виновником смерти Моцарта)

 

 - Давайте посмотрим фрагмент фильма «Моцарт и Сальери». Понаблюдайте, каким мы увидим Моцарта в произведении Пушкина?

                        (Демонстрация фрагмента фильма «Моцарт и Сальери»)

 

 - Итак, какой это человек - В.А.Моцарт?

     (Ответы детей:   - добрый и милосердный, сам беден, но даёт денег бедному;

                                  - не заносчивый, рад, что его музыку любят, знают и исполняют, она звучит

                                    даже в исполнении слепого скрипача;

                                  - бросает все свои дела, чтобы послушать слепого старика, хотя он и не очень                                                                                            

                                     хорошо играет, не проходит мимо;

                                  - не признаётся слепому, что он сам –  Великий Моцарт!

 

 - Перечислите все те человеческие качества Моцарта, увидеть которые нам помогли произведения А.Пушкина и К.Паустовского:

 

     (Ответы детей:  - доброта, милосердие, великодушие,

                                   забота о ближнем, человеколюбие…)

 

 - Как по – вашему, нужны эти качества нам сегодня, представляют ли они ценность для нашего времени? Может быть сейчас, когда прошло 250 лет, они утратили своё значение? Ведь жизнь во многом поменялась?

                                                  (Ответы детей)

 - 21 век – не простое время. Человек становится другим и человеческие ценности  для некоторых людей утрачивают своё значение. Мы смотрим ТВ, слушаем Радио, читаем газеты и всё чаще сталкиваемся с тем, что ради денег, карьеры, собственного благополучия люди совершают жестокие поступки, преступления, забывая о том, что им подарена жизнь на этой земле, и то, как они проживут её, зависит от них самих.

                   

  - Какой след оставит после себя человек? Чем он может запомниться на земле?

 - Может быть  музыкой, как Моцарт, может быть стихами, какими-то важными открытиями, а может быть просто добрыми  поступками и делами.   Ведь, делая добрые дела, человек дарит радость и счастье своим близким.

  Каждый  человек  по-своему прекрасен и чудесен, потому что в каждом человеке и в каждом из вас живёт маленькое чудо.

 

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск

МБОУ СОШ № 179 © 2024
Бесплатный хостинг uCoz