Среда, 24.04.2024, 00:28
  
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Для учащихся
Для родителей
Форма входа
Логин:
Пароль:

ОРКиСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс


 Тема урока «Альтруизм и эгоизм»

Задачи урока:

-познакомить обучающихся с такими общечеловеческими понятиями, как «альтруизм» и «эгоизм», обсудить поступки, соответствующие этим понятиям;

- расширять кругозор детей, пополнять словарный запас;

- воспитывать уважительное, позитивное отношение к людям;

- развивать умение оценивать своё поведение, нести ответственность за свои поступки.

Ход урока.

I.                   Организационный момент. Доброе утро, солнышку и птицам, доброе утро приветливым лицам, и каждый становится добрым, доверчивым, пусть доброе утро длится до вечера!

II.               Введение в новую тему.

Наш урок мы посвятим очень вопросу для каждого из нас. А наш разговор мы начнём с притчи, ваша задача -  внимательно  прослушав, выразить своё отношение к ней.

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

— Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.

Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души.

- Какое впечатление оставила в вашей душе притча?

- Почему человек сначала посчитал его глупым?

- Почему он изменил своё мнение?

- Какие черты характера проявляются в поступке мальчика?

III. Введение нового материала.

- Этого мальчика можно назвать альтруистом. Сегодня мы познакомимся с этим понятием. Как вы думаете, что обозначает это понятие?

1. Работа с толковым словарём. (работа по выбору)

- Найдите и прочитайте в словаре или в учебнике значение слова «альтруизм».

Итак, альтруизм – это готовность человека бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.

Альтруист – человек, любящий других больше СЕБЯ, отдающий предпочтения интересам других.

- Как вы считаете, как называют человека, который обладает противоположными качествами?

Эгоист – это человек, любящий себя больше ДРУГИХ. Найдите толкование этого слова у себя в словарях.

III.           Отработка изученного материала.

1.     Инсценировка стихотворения об эгоизме.

- Все пятерки до одной у Светловой Нади.

Я прошу: «Дружи со мной! Подружись хоть на день!

Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать».

А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»

Не вставать же на колени уговаривать подруг,

Напишу я объявленье: «Срочно требуется друг!»

Вопросы для обсуждения:

– Почему с девочкой никто не хотел дружить?

– Что бы вы ей посоветовали?

– Можно ли заставить насильно дружить?

-  У русского народа есть чудесная мудрость: «Себялюб никому не люб».

– Как вы понимаете эти слова?

Эгоисту тяжело приходится в жизни. Он сосредоточен только на себе, любая в жизни невзгода воспринимается как гибель всего мира, так как утешения и поддержки ему найти не у кого – у него нет друзей.

Черствое сердце от людей не утаишь. Добрый же человек всегда окружен людьми и искренними чувствами. Поэтому необходимо учиться быть добрыми.

2.     Тренинг.

Мама обещала пойти с Костей в выходной день в парк аттракционов и развлечений. Накануне долгожданного дня она пришла домой грустная. «Знаешь, - сказала мама, - не удаётся пойти нам в парк, у меня срочная работа…». Представьте, что на месте Кости оказались вы. Как поведёте себя в такой ситуации?

Варианты ответов:

1.     Ушёл в свою комнату, и долго рыдал, чтобы мама услышала.

2.     Надулся и весь вечер не разговаривал с мамой.

3.     Начал кричать, что так происходит всегда, когда ему хочется куда – то пойти.

4.     Стал утешать маму, сказал, что вовсе не огорчился, что можно пойти в парк отдыха, когда появится наиболее удачный момент, в следующий выходной.

После каждого варианта задать вопросы:

-Что при этом почувствовала мама?

- Что почувствовал сам Костя?

- Какие варианты поведения характерны для эгоиста и для альтруиста? Почему?

 IV.           Рефлексия.

Найдите в табличках, размещенных по классу, слова, характеризующие данные понятия. Я надеюсь, что эти золотые слова определяют все поступки в вашей жизни, ведь человек рождается для того, чтобы делать людям добро.

Задиристость, нетерпеливость, насмешливость, заносчивость, хвастовство, обидчивость, самолюбование, капризность, привередливость, сочувствие, добродушие, сострадание, терпимость, сопереживание, отзывчивость, милосердие, жизнерадостность, понимание, самопожертвование.

         - Хорошо, если человек задумывается, что он несёт людям мир, радость, тепло, или от нег веет холодом, злобой. А теперь поиграем в игру: «Волшебный цветок добра».

         Станьте в круг, вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Внимательно слушайте и мысленно рисуйте картину того, о чём я буду рассказывать. В моих руках ларец. В нём находятся волшебные зёрнышки Добра. Сейчас я каждому из вас раздам по зёрнышку. Держите очень бережно, чтобы оно не упало.

         ( Учитель подходит к каждому и, нежно прикасаясь к ладоням детей, кладёт в них невидимое зёрнышко.)

         - А теперь очень осторожно, чтобы не обронить зёрнышко, посадите его внутрь себя. Теперь это зёрнышко внутри вас. Почувствуйте, как добро входит  в вас, доставляет вам радость. Пусть оно прорастёт в ваших душах и сердцах. Но не забывайте об одном условии – оно прорастёт только тогда, когда вы не на словах, а на деле будете совершать добрые дела.

         Нарисуйте в своём воображении цветок добра. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите своё добро и хорошее настроение своего цветка внутрь себя, в свое сердечко.

         Вас овевает тёплый и ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

         Ребята, а теперь откройте глаза. Давайте с вами подумаем и зададим себе вопросы:

- кому может быть нужна наша помощь?

- Кому не хватает нашей доброты и участия?

- Чем мы можем помочь другим людям?

- Что вы сделаете доброго в первую очередь, когда придёте домой?

         Спешите делать добрые дела, ребята!

Домашнее задание: Чтобы проросли ваши зёрнышки, необходимо дома записать добрые дела, которые вы совершите до следующего урока. Нарисуйте колосок, и напишите на нём свои добрые дела и поступки.

        

 

 

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск

МБОУ СОШ № 179 © 2024
Бесплатный хостинг uCoz